ЧУДО
(MIRACLE)
Хотя люди, говорящие по-английски, постоянно употребляют слово miracle («чудо»), подразумевая широкий круг удивительных событий, библейское понятие чуда ограничено событиями, которые нельзя объяснить чисто естественными причинами и которые потребовали прямого каузального вмешательства сверхъестественного существа, обычно — Бога. Такие события происходили на протяжении всех главных исторических эпох, но чаще случались все-таки в ключевые периоды Божиего самораскрытия.
Книга Бытие. Библия начинается с величайшего из чудес Бога — сотворения Вселенной из ничего. Насколько бы буквально ни понимать различные подробности, в Быт. 1 - 2 главным образом описывается не как, а Кем сотворен мир. По контрасту с более-менее сходными рассказами в политеистических религиях, Книга Бытие удостоверяет полную, космическую суверенность Господа Бога. Все остальное подчинено Ему и ни в коем случае не заслуживает поклонения. Человек категорическим образом отделен от остального творения благодаря тому, что создан по подобию Божиему (Быт. 1:26-28). С грехопадения, сопровождающегося усилением зла, началось искажение Божьего замысла творения. Следующее из основных чудес, потоп, подтвердило как осуждение Богом разнузданного беззакония, так и Его благодать, выразившуюся в обетовании больше никогда не истреблять человечество настолько сурово (Быт. 6:3; 9:15-16). Впрочем, данное обетование не исключало проявлений менее губительного суда, как это было в случае Вавилонской башни (Быт. 11:1-9) или Содома и Гоморры (Быт. 19:1-29). Чудеса в остальной части Бытия относятся в основном к сохранению Богом Его избранного рода, когда Его обетования Аврааму (Быт. 12:1-3), казалось бы, не могут быть выполнены, и наиболее примечательным из них является зачатие Саррой Исаака, невзирая на ее преклонный возраст (Быт. 21:1-7). Представляющееся чудесным появление воды в пустыне, благодаря чему спаслись Агарь и Измаил (Быт. 21:14-21), напоминает нам, что Бог заботится и о других народах.
От Исхода до Второзакония. Первая значительная группа библейских чудес связана с центральным актом искупления в Ветхом Завете — с исходом израильтян из Египта. Именно в этом контексте встречается тринадцать из семнадцати случаев употребления в Ветхом Завете выражения «знамения и чудеса» — выражения, акцентирующего искупительную сущность чудес. Бог, явившись Моисею в среде горящего куста, раскрывает Свое имя (Яхве) в качестве вечно существующего Бога и обещает пребывать со Своим служителем, который боится сделать то, что говорит ему Бог (Исх. 3). Моисею обещаны и другие знамения, которые помогут ему убедить фараона и египтян (Исх. 4:1-17). За этим следуют десять казней египетских, которые чудесным образом не касаются израильтян (Исх. 7:14 - 11:10). Каждая из казней сама по себе не обязательно объясняется сверхъестественными причинами; фактически, их последовательность зачастую можно обосновать научной логикой. Однако сроки наступления казней и их географическая локализация указывают на верховное вмешательство Бога, помогающего израильтянам. Кульминационная казнь — истребление всех первенцев — наконец-то убеждает фараона в необходимости позволить Моисею с его народом покинуть страну.
Впрочем, фараон вскоре поменял решение, и его воины готовы уничтожить Израиль. Поэтому чудесное бегство через расступившееся Чермное море (Исх. 14:21-31) становится в Ветхом Завете прототипом чудесных избавлений Божиего народа и уничтожения его врагов (Исх. 15:1-2). В нем также раскрывается инициатива Божиего милосердия, предваряющая установление Им Закона (Исх. 20:1-2); в Ветхом Завете, как и в Новом, спасение по благодати предшествует Божиим требованиям совершать добрые дела. Скитания израильтян в пустыне отмечены многочисленными чудесами избавления и суда — это спасение в те моменты, когда израильтяне ощущают угрозу своему существованию (постоянное ниспослание манны и перепелов, Исх. 16; эпизодические дары, из которых самые примечательные — льющаяся из камня вода в Исх. 17:1-7 и в Чис. 20:1-13), а также истребление тех, кто не послушен Богу и ропщет против назначенных Им руководителей (здесь выделяются внезапная смерть Надава и Авиуда в Лев. 10:1-7; землетрясение, уничтожившее Корея и восставших вместе с ним, Чис. 16). Прекращение казней тоже требовало божественного вмешательства, и жезл Аарона расцвел в подтверждение легитимности Ааронова священства (Чис. 17). Говоря вкратце, могущественные деяния Бога должны были показать Его народу, что он может полагаться только на Бога, а не на собственные силы или иных богов. И еще, как и в случае с Агарью, Бог иногда напоминал израильтянам, что Он, помимо Своего избранного народа, может действовать для неевреев и через неевреев, пусть и не без юмора (Валаамова ослица в Чис. 22:21-35).
От Книги Иисуса Навина до 2 Царств. Иисус Навин был назначен преемником Моисея, чтобы после его смерти вести израильтян в обетованную землю. Пересечение вод (Иордана) посуху, сходное с событиями исхода, ознаменовало начало этого периода и подтвердило полномочия Иисуса Навина (Нав. 3:7). В последующих битвах та или другая сторона часто одерживала победу независимо от численного превосходства, тем самым напоминая Божиему народу, что один только Бог властен надо всем (ср. в особенности покорение Иерихона с поражением у Гая, Нав. 6 - 7). Хотя никаких чудес как таковых во время борьбы Гедеона с мадианитянами не случилось, неразбериха, заставившая его врагов истребить друг друга во время атаки его малочисленного отряда, равным образом приписывается прямому вмешательству Господа (Суд. 7). О солнце и луне, остановившихся в небе, когда Иисус Навин истреблял аморреев, упомянуто в поэтическом описании — по-видимому, не следует видеть здесь рассказ о космическом феномене (Нав. 10:12-13). Однако это — продолжение темы суверенного вмешательства Бога как предпосылки победы. Последующие чудеса тоже относятся к «промежуточной области» — это сверхчеловеческая сила Самсона, на которого «сошел Дух Господень» (Суд. 13 - 16), а также «борьба» ковчега с Дагоном (1 Цар. 5) и коровы, доставившие ковчег к Вефсамису (1 Цар. 6). Эти и многие другие рассказы выявляют, что в библейском мире граница между естественным и сверхъестественным была гораздо более зыбкой, чем в наши дни, и что самые важные события объяснялись божественными причинами.
От 3 Царств до Книги Неемии. Следующий примечательный ряд чудес относится к пророческому служению Илии и Елисея. Верный остаток Израиля вступает в смертельную духовную битву с идолопоклонством, особенно с культом Ваала. Главная цель совершаемых этими двумя пророками чудес — показать превосходство Яхве над Ваалом и призвать Божий народ вернуться к поклонению Богу. Свое классическое выражение эта борьба находит в эпизоде на горе Кармил, где сошедший с небес огонь поглощает жертвоприношение Илии, а пророки Ваала посрамлены (3 Цар. 18:16-40). Но и другие могущественные деяния доказывают превосходство Бога над языческими божествами воды, плодородия и жизни: только Илия может предсказать засуху и дождь (3 Цар. 17 - 18), а Бог во время засухи будет посылать пропитание Своему народу (3 Цар. 17:1-6) и иноплеменникам (3 Цар. 17:7-16). Елисей очищает ядовитую воду и заставляет всплыть утонувший в реке топор (4 Цар. 2:19-22; 6:1-7). Кроме того, оба пророка совершают первые в Писании чудеса воскрешения умерших (3 Цар. 17:17-24; 4 Цар. 4:8-37). А Илия еще и становится вторым в истории человеком, который не умер, но взят прямо на небо (4 Цар. 2:1-18; ср. Еноха из Быт. 5:24).
Преемник Илии удостоверил свое пророческое призвание с помощью весьма схожих чудес. Вдобавок к уже упомянутому, Елисей снабжает нуждающуюся вдову неиссякаемым источником масла (4 Цар. 4:1-7), очищает ядовитую похлебку в котле, насыщает сотню человек двадцатью хлебцами и еще раз показывает заботу Бога об иноплеменниках, исцеляя от проказы Неемана (4 Цар. 4:38 - 5:27). Последние два чуда весьма напоминают совершенные впоследствии Иисусом насыщения толп, исцеления прокаженных и акты милосердия по отношению к язычникам. В самом деле, Иисус сравнивал некоторые черты Своего служения с теми случаями, когда Бог в дни Илии и Елисея проявлял милость к людям, не принадлежащим к Израилю (Лк. 4:25-27). Хотя Елисей умер обычной смертью, даже кости его оживили помещенный в его могилу труп (4 Цар. 13:20-21). Еще два примечательных чуда, упомянутых в исторических книгах Ветхого Завета, — это проказа, которою поражен неверный Азария, и перемещение тени солнечных часов в знак грядущего исцеления Езекии (4 Цар. 15:1-8; 20:1-11).
От Книги Иова до Книги Малахии. Упоминания об основных чудесах сосредоточены в двух книгах, о жанре которых много спорят: это Книга Иова с его удивительной чередой несчастий и последующим возрождением, и Книга Ионы, который был проглочен огромной рыбой и спасся. Обе они учат о Божием суде и спасении и о том, что даже беды находятся под властью Бога и служат Его целям, в конечном итоге благим. В псалмах нередко упоминаются и прославляются прошлые Божии знамения и чудеса. Пророки говорят о нынешних и грядущих знамениях, в большей или меньшей степени чудесных, чем другие, чтобы удостоверить свои слова. Самое замечательное пророчество о деве, рождающей Сына, встречается в Ис. 7:14. И последний рассматриваемый нами в Ветхом Завете ряд чудесных событий связан с жизнью Даниила и его товарищей в вавилонском плену. Яхве еще раз доказывает Свое превосходство над иноплеменными богами и правителями. Брошенные за отказ поклониться истукану Навуходоносора в раскаленную печь, Седрах, Мисах и Авденаго чудесным образом спасены, в то время как их мучители убиты пламенем огня (Дан. 3). Даниил, брошенный в ров со львами за молитвы Яхве, тоже остается невредим (Дан. 6). Другие проявления чудесного дают Даниилу способность толковать сны Навуходоносора (Дан. 2) и таинственные письмена на стене у Валтасара (Дан. 5).
От Матфея до Иоанна. Величайшим из всех библейских чудес является воплощение — пришествие Бога, ставшего плотью (Ин. 1:1-18). Предваренное рождением Иоанна Крестителя у прежде неплодной Елисаветы (Лк. 1:5-25), чудесное зачатие девою Иисуса, Богочеловека, исполняет пророчества (Мф. 1 - 2) и указывает на нисшествие Святого Духа (Лк. 1:26-38). В служении взрослого Иисуса чудеса совершаются постоянно — для самых разных целей. Иногда это ответ на личную веру в Христа (например, Иаир в Мф. 9:18; женщина, страдавшая кровотечением, Мф. 9:22), а иногда чудесам препятствует неверие (в Назарете, Мк. 6:4-6). В других случаях представляется, что чудеса скорее должны вселить веру в тех, кто ее лишен (например, усмирение бури в Мк. 4:40; или исцеление сына царедворца, Ин. 4:48).
К числу других важных мотивов относится сострадание Иисуса несчастным (например, насыщение пяти тысяч, Мк. 6:34; прозрение двух слепых, Мф. 20:34) и разрушение социальных барьеров при подготовке к всемирному благовествованию (например, очищение ритуально нечистого прокаженного в Мк. 1:40-45; Лк. 17:11-19 (где благодарящий Иисуса прямо назван самарянином); исцеление дочери сирофиникиянки, Мк. 7:24-30; или насыщение пяти тысяч в языческих землях, Мф. 15:29-39). Нередко Иисус нарушает уважаемый обычай соблюдать субботу (например, человек с иссохшей рукой в Мк. 3:1-6; или очень сходные исцеления больных в Лк. 13:10-17; 14:1-6) и обличает царящее среди Израиля неверие (например, когда хвалит за великую веру сотника, слуга которого заболел, Мф. 8:5-13), в том числе — неверие, охватывающее Его учеников (например, одержимый, которого они не могли излечить, Мф. 17:14-21). В иных случаях Иисус стремится преподать урок относительно греха. Болезнь может быть результатом нечестивого поведения человека; тогда исцеление его — это призыв к покаянию (Ин. 5:1-15). Впрочем, бывают случаи, когда было бы неправильно обвинять кого-либо; они служат для прославления дел Божиих (Ин. 9:1-5).
Но ни один из этих мотивов не имеет такого значения, как центральный мотив — Иисус творит чудеса, чтобы возвестить, что Царство Божие приблизилось, мессианский век наступил и Он — Христос, Который исполнит все предшествующие писания Божии. Разъясняя, какою силою Он изгоняет бесов, Иисус провозглашает эту весть открыто (Мф. 12:28). В ответе Иоанну Крестителю на вопрос, кто Он, это утверждение выражено косвенно, но не менее ясно (Мф. 11:4-5). Однажды, исцеляя расслабленного, Иисус продемонстрировал Свою власть прощать грехи (Мк. 2:9-10). Его преображение предваряется высказыванием о Царстве Божием, пришедшем в силе (Мк. 9:1). Воскрешение Лазаря подтверждает провозглашенную Иисусом истину о том, что Он есть воскресение и жизнь (Ин. 11:25). И в изложении евангелистов Его могущественные деяния постоянно связаны с Его поучениями, так что последние удостоверяются первыми.
Эти прямые высказывания дают путеводную нить для толкования некоторых из самых необычных чудес Иисуса, зачастую имеющих иносказательное, символическое значение. Превращение воды в вино, возможно, указывает на радость в связи с наступлением нового века (Ин. 2:1-11). Проклятие смоковницы, как и сопряженное с ним очищение храма, символизирует неотвратимую гибель Израиля (Мк. 11:12-25). Насыщение пяти тысяч напоминает о манне в пустыне и предваряет речь Иисуса о хлебе жизни (Ин. 6:1-15, 25-59). Хождение по воде — это теофания; в самоопределении Иисуса находим отзвук слов Исх. 3:14 — буквально, «Я есмь» (Мк. 6:50). Исцеления глухих и немых составляют редкостное чудо, предвещенное как знамение мессианского века (Мк. 7:31-37; ср. Ис. 35:5-6). Воскрешение сына у вдовы из Наина явственно напоминает воскрешения, совершенные Илией и Елисеем (Лк. 7:11-17), и происходит практически там же, где и одно из них (ветхозаветный Сонам). Два огромных улова рыбы указывают на призвание учеников стать духовными ловцами человеков и на повторное призвание Петра после его отказа продолжать свое служение (Лк. 5:1-11; Ин. 21:1-14).
Величайшим чудом в жизни Иисуса было, разумеется, Его воскресение. Сразу же после Его смерти природа возвестила о чрезвычайном значении этого события: началось землетрясение, раздралась надвое завеса в храме, отверзлись гробы и многие ветхозаветные святые ожили и вышли из гробов по воскресении Иисуса (Мф. 27:51-54). Воскресение Богом Иисуса удостоверило Его проповедь, придало искупительный смысл Его смерти, предваряя для Его вознесение и прославление и делая вечную жизнь и воскресение доступными для всех, кто верует в Него. Лучший богословский комментарий к этому событию приведен в 1 Кор. 15.
Каждый из евангелистов по-своему расставляет тематические акценты чудесами Иисуса. Марк резко противопоставляет славу общественного служения Иисуса и сопровождающие его чудеса дороге на Голгофу и Его учению о страдании (Мк. 1:1 - 8:30; Мк. 8:31 - 16:8). Он же вводит, после некоторых чудес, так называемый мотив мессианской тайны (например, Мк. 1:34; 3:12; 5:43). Рассказы о чудесах у Матфея соответствуют сквозной направленности его повествования — от конкретности Иисуса к Его всеобщности (с главой Мф. 13 в качестве поворотного пункта) — и акценту евангелиста на исполнении писаний (Мф. 8:17; 11:4-5). Лука подчеркивает сострадание Иисуса изгоям общества (Лк. 4:18; 17:11-19) и Его роль нового Моисея (Лк. 9:28-36), а также нового Илии и Елисея (Лк. 7:1-28). В особенности неординарны взгляды Иоанна. В то время как синоптические евангелия говорят о «знамениях» в негативном смысле, как о чем-то, чего неверующие скептики требуют, не получая, однако, иного залога воскресения, нежели «знамение Ионы» (Мф. 12:38-42), Иоанн постоянно говорит о чудесах Иисуса как о знамениях, предназначенных привести людей к вере в Христа (Ин. 2:11; 4:54; ср. Ин. 20:31). Однако он хвалит духовную зрелость, не требующую доказательств в виде чудес (Ин. 4:48; 20:29). Иоанн также объединяет семь знамений с семью речами, образующими первый большой раздел его Евангелия (Ин. 1:19 - 11:57). Эти знамения требуют для своего истолкования поучений, хотя одновременно сами удостоверяют проповедь Иисуса.
Книга Деяний. Вознесение Иисуса завершило Его явления после воскресения, ознаменовало Его возвращение к Отцу и позволило Ему постоянно ниспосылать Святого Духа всем верующим (Деян. 1:1-11). Излияние Святого Духа, сопровождающееся чудесными явлениями, произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-3). В апостольскую проповедь вошло ветхозаветное выражение «чудеса и знамения», подчеркивающее искупительный смысл служения Христа (Деян. 2:22) и указывающее, что первые христиане продолжили Его дело (Деян. 4:30; 5:12), как то поручил им ранее Сам Иисус. Чудеса творили многие верующие, не только двенадцать апостолов (Стефан и Филипп в Деян. 6:8; 8:13), примерно с одинаковой частотой упоминаются чудеса и далее, на протяжении всей книги. В особенности Петр и Павел — два главных героя двух частей Деяний (Деян. 1 - 12; 13 - 28) — совершили каждый множество чудес, и некоторые из них замечательным образом перекликаются друг с другом (землетрясения при выходе из темницы — Деян. 12:5-10; 16:22-34; исцеления хромого — Деян. 3:1-10; 14:8-10; воскрешения мертвых — Деян. 9:36-43; 20:7-12). Апостольские чудеса нередко очень сходны и с могущественными деяниями
Иисуса (ср. Деян. 9:32-35 с Мк. 2:1-12; и Деян. 9:36-42 с Мк. 5:35-42). Лука тем самым подчеркивает, что ученики являются законными преемниками Иисуса и что обращенное к евреям служение Петра и направленное на язычников миссионерство Павла равным образом исполняют поручение Иисуса. Как и в другие периоды, в чудесах эпизодически находит свое выражение также суд Божий над Его врагами (Деян. 13:6-12) или над Его непокорными детьми (Деян. 5:1-11).
Послание к римлянам — Книга Откровение {в английских Библиях соборные послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды — помещены после посланий Павла и входят в этот раздел}. Для Павла исцеления и чудеса — духовные дары (1 Кор. 12:9-10), которые Бог дает тем, кого избрал (1 Кор. 12:29-30), на протяжении всего периода истории перед возвращением Христа (1 Кор. 1:7; 13:10-12). Но Бог, ввиду оздоровляющего воздействия страданий, нередко воздерживается от чудесных исцелений (2 Кор. 12:8-9). Чудеса удостоверяют и впредь подлинность апостолов (2 Кор. 12:12), характерны для служения Павла (Рим. 15:19) и указывают на истинность христианской жизни в Духе (Гал. 3:5). Ложные чудеса будут в изобилии встречаться в конце времен (2 Фес. 2:9), как то предрекал еще Иисус (Мф. 24:24) и как то подробнее описывает Книга Откровение (например, Отк. 13:13-14). Иаков рекомендует помазание елеем и молитву для исцеления старейшин местных церквей (Иак. 5:14-16).
Заключение. Во всей Библии чудеса постоянно служат для того, чтобы указывать людям на единого истинного Бога, окончательно раскрывшего Себя в Иисусе Христе. Главное их предназначение — не в том, чтобы помогать человеку в его нуждах, хотя это их важное дополнительное благословение. Однако в первую очередь они соотносятся с богословием и христологией, показывая, что Бог Израиля и Иисуса превосходит всех Своих соперников. Современный опыт предполагает, что такое положение дел сохраняется; в наши дни чудеса, по-видимому, чаще всего наблюдаются в регионах, которые долгое время находились под властью сатаны и где люди для обращения в веру требуют «евангелизма могущества». Однако суверенность Бога несовместима с попытками предсказать, когда могут произойти чудеса,иотвергаетереситипа «Чуда!.. Чуда!..», которые пытаются принудить Бога совершать чудеса по требованию, если человек принял правильную веру.
Креиг Л. Бломберг Литература: В. Blackburn, Theios Aner and the Mar kan Miracle Traditions; L. Bronner, The Stories of Elijah and Elisha; C.Brown, Miracles and the Critical Mind; R.T.Fortna, The Fourth Gospel and Its Predecessor; B. Gerhardsson, The Mighty Acts of Jesus according to
Matthew, J. Green, S. McKnight, and I. H. Marshall, eds., Dictionary of Jesus and the Gospels, pp. 299-307, 549-60; M. J. Harris, From Grave to Glory, C. Hyers, The Meaning of Creation; R. Latourelle, The Miracles of Jesus and the Theology of Miracles; ISBE, 3:371-81; 4:505-8, 1100-1101; H. Lockyer, All the Miracles of the Bible; L. OReilly, Word and Sign in the Acts of the Apostles; L. Sabourin, The Divine Miracles Discussed and Defended; G. Theissen, Miracle Stories of the Early Christian Tradition; H.van der Loos, The Miracles of Jesus, D. Wenham and C. Blomberg, eds., Gospel Perspectives, vol. 6.