ШЕОЛ

ГРОБ

ПРЕИСПОДНЯЯ

(SHEOL)

Ветхий Завет. Еврейское слово seol («шеол», «преисподняя») обозначает «гроб» или обитель мертвых (Пс. 87:4, 6). На протяжении значительной части ветхозаветного периода существовала уверенность, что всех ждет одна участь, и людей, и животных (Пс. 48:13, 15, 21), праведника и нечестивого (Ек. 9:2-3). Никто не избежит преисподней (Пс. 48:10; 88:49), которая, как считалось, находится в самых глубинах земли (Вт. 32:22; 1 Цар. 28:11-15; Иов 26:5; Пс. 85:13; Ис. 7:11; Иез. 31:14-16, 18).

В отличие от этого мира, в преисподней нет ни любви, ни ненависти, ни ревности, ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Ек. 9:6, 10). Описания ее мрачны: здесь нет света (Иов 10:21-22; 17:13; Пс. 87:7, 13; 142:3), нет памяти (Пс. 6:6; 87:13; Ек. 9:5), нет хвалы Богу (Пс. 6:6; 29:10; 87:11-13; 113:25; Ис. 38:18) — по сути, нет вообще никаких звуков (Пс. 93:13; 113:25). Ее обитатели — бессильные, трепещущие тени (Иов 26:5; Пс. 87:11-13; Ис. 14:9-10), которые не имеют ни малейшей надежды когда-либо выйти из ее врат (Иов 10:21; 17:13-16; Ис. 38:10). Преисподняя подобна алчному зверю, проглатывающему живых, но никогда не насыщающемуся (Пр. 1:12; 27:20; Ис. 5:14). Некоторые считали, что мертвые отторгнуты от Бога (Пс. 87:4-6; Ис. 38:11), другие же полагали, что присутствие Бога простирается даже на преисподнюю (Пс. 138:8).

К концу Ветхого Завета Бог раскрыл, что мертвые будут воскрешены (Ис. 26:19). Преисподняя больше не будет проглатывать живых; сама смерть будет поглощена Богом (Ис. 25:8). Верные будут вознаграждены вечной жизнью, в то время как остальных ждет вечное посрамление (Дан. 12:2). Эти богословские положения получили дальнейшее развитие в период между заветами.

Новый Завет. Ко временам Иисуса среди иудеев была распространена уверенность, что праведные умершие отправятся в место утешения, в то время как нечестивые попадут в ад (в Септуагинте словом ад, «гадес», обычно переводится еврейское слово seol), в место мучений (Лк. 16:22-23). Сходным образом, в христианстве умершие верующие немедленно попадают к Господу (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23). Ад — это враждебное место, но врата его не могут преодолеть Церковь (Мф. 16:18). В сущности, ключи ада и смерти находятся у Иисуса (Отк. 1:18). Смерть и ад в конце концов отдадут своих мертвых и будут повержены в озеро огненное (Отк. 20:13-14).

Тот факт, что богословие получило некоторое развитие в период Ветхого Завета и в период между Ветхим и Новым Заветом, не означает, что Библия противоречива или содержит ошибки. Он лишь свидетельствует о развертывании откровения, о том, что Бог с течением времени все больше и больше раскрывал Себя и Свой замысел спасения. То, что некоторые ветхозаветные святые верили в преисподнюю, в то время как в Новом Завете содержатся ясные указания на небеса и ад, не в большей степени представляет собой проблему, чем то, что Ветхий Завет описывает обряды искупления посредством принесения в жертву животных, ныне отмененные во Христе (Евр. 10:4-10), или то, что Ветхий Завет учит о единственности Бога (Вт. 6:4), в то время как в Новом Завете раскрыто Его триединство в Троице.

Уильям Б. Нельсон-мл.

См. также: СМЕРТЬ; АД; ГЕЕННА; ОЖИДАНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ; РОВ.