Духовные Дары
Духовные Дары (Spiritual gifts) Выражение, которое регулярно используется для перевода двух греческих слов, χαρίσματα и πνευματικὰ (формы множественного числа от charisma и πνευματικόν). Оба эти слова в Библии используются почти исключительно в произведениях Павла; помимо них, в НЗ они употребляются только в 1Пет 2:5; 4:10. Другие авторы, конечно, упоминают о явлениях, которые подпадают под Павлово определение «духовных даров», но для изучения конкретного учения на эту тему следует прежде всего обращаться к Павлу. Оба эти слова происходят от более простых, charis («благодать») и pneúma («дух»). Оба они имеют сходное значение: charisma значит «проявление благодати», а πνευματικόν — «проявление Духа». Но по употреблению они несколько отличаются. Charisma — это спасительные деяния Бога во Христе (Рим 5:15-16) и дар вечной жизни (Рим 6:23). В более общем плане в Рим 11:29 это, вероятно, обозначение ряда благодатных деяний, свершенных ради Израиля, когда Бог обеспечил призвание и избрание Израиля. Во 2Кор 1:11 это слово, вероятно, относится к конкретному действию Бога, избавившего Павла от смертельной опасности. Кроме того, это может быть указание на Божью благодать, передаваемую через людей; Павел, должно быть, имеет в виду ряд высказываний и деяний, которые приводит в пример в Рим 12:6-8 и 1Кор 12:8-10 (см. также Рим 1:11; 1Кор 1:7; 7:7; 12:4-11,28-30; 1Пет 4:10). Πνευματικόν имеет более широкий ряд значений. Это скорее прилагательное, описывающее разные предметы (и людей) как «духовные», как проявления Духа или как орудие, служащее Духу. Сюда относятся конкретные высказывания и деяния (Рим 1:11), закон (Рим 7:14), манна, вода из скалы и сама скала во время блужданий Израиля в пустыне (1Кор 10:3-4), тело воскресения (1Кор 15:44-46), неопределенные благословения «в небесах» (Еф 1:3), конкретные прозрения Божьей воли (Кол 1:9) и песни поклонения (Еф 5:19; Кол 3:16). В форме множественного числа оно может относиться к людям («духовные», 1Кор 2:13,15; 14:37; Гал 6:1) или предметам («духовное», «духовные дары», Рим 15:27; 1Кор 2:13; 9:11; 12:1; 14:1), даже «духи злобы поднебесные» (Еф 6:12). Из этого краткого обзора можно вывести более конкретное определение «духовных даров». Любая вещь или личность, служащая орудием Духа, проявлением Духа или воплощением Духа, — это духовный дар (πνευματικόν). Любое событие, слово или действие, которые являются конкретным выражением благодати или служат орудием благодати, есть духовный дар (charisma). Πνευματικόν — более общий термин; charisma — более конкретный. Более того, вероятно, слово charisma изобретено самим Павлом (Рим 1:11; 12:6; 1Кор 7:7; 12:4), и он предпочитал его менее однозначному πνευματικόν, более употребительному среди тех, кто создавал для Павла проблемы в Коринфе (1Кор 2:13-3:4; 1Кор 14:37; 15:44-46). По этой причине далее мы сосредоточим внимание на термине charisma. Не забывая о тех местах, где Павел использует это слово в более широком плане для обозначения непосредственных деяний Бога (Рим 5:15,16; 6:23; 11:29; 1Кор 1:11), мы обратимся к местам, где Павел, конкретизируя, говорит о частных проявлениях благодати через неких лиц — «духовных дарах» в более узком понимании (charisma). Списки χαρίσματα (Рим 12; 1Кор 12; Еф 4; 1Пет 4), очевидно, являются отправной точкой, так как они яснее всего показывают, что Павел включал в ряд духовных даров. Для Павла (человека, который дал христианству понятие charisma) духовный дар — это по сути акт Божьего Духа, конкретное проявление на словах или делах Божьей благодати через одного человека на благо других. В основном смысле духовный дар — это конкретное деяние Бога, что верно и в том случае, когда деяние совершается через человека. Это значит, что никто не может надеяться на обладание таким даром, кроме как через сознательную открытость и упование на Бога. Павел может говорить о людях как «обладающих» определенными духовными дарами (Рим 12:6; 1Кор 7:7; 12:3,4), но, скорее всего, это лишь следствие их открытости Божьей благодати, в результате чего эта благодать регулярно или постоянно проявляется через них конкретным образом. Это не значит, что charisma — способность, которой управляет сам человек, равно как не значит и того, что во власти человека находится «обладание Духом» (Рим 8:9,23). Однако в 1Тим 4:14 и 2Тим 1:6 важность этого постулата отчасти нейтрализуется. Духовный дар — это любое событие, слово или поступок, воплощающие и выражающие Божью благодать. В этом смысле таинства могут быть «средствами передачи благодати» (хоть нигде в НЗ они так не называются), как и многие другие высказывания и деяния. Если мы признаем это, то мы можем также признать, что списки даров (например, Рим 12:6-8; 1Кор 12:8-10) нельзя считать исчерпывающими и неизменными, просто это перечисление типических проявлений Духа (или тех проявлений, по поводу которого верующие нуждались в совете). Сравнение этих разных списков показывает, что Павел не собирался составлять точный перечень; он просто выбрал ряд действий и высказываний, через которые, как он видел, в Церкви проявлялась Божья благодать. Важно понимать, что Павел считал всех христиан наделенных дарами Духа. Все, кто «имеет» Духа — то есть открыт для Него и наставляем Им (Рим 8:9-14), — неизбежно каким-то образом станет орудием проявления Божьей благодати. Он будет также открыт для силы Духа, выражающейся в определенных словах и делах в рамках общества Духа. Для Павла Церковь была Телом Христа. Функции членов этого Тела зависят от духовных даров (Рим 12:4-6; 1Кор 12:14-30). Если человек не действует под влиянием Духа, он бесполезен в качестве члена Тела. Дары Духа — это живые движения Тела Христова. Как у тела есть много разных членов, которые действуют как единое целое, так и единство Церкви проистекает из разных функций (даров) ее членов. Отсюда следует, что духовные дары даются только с вниманием ко всей общине. Они даются «на пользу» (1Кор 12:7). Вот почему эгоистичное стремление к χαρίσματα неверно и суетно (1Кор 13:1-3). Духовный дар нельзя использовать для собственного блага (возможно, за исключением дара языков, но именно поэтому Павел ценит его меньше). Духовные дары даются человеку только тогда, когда Бог желает через него действовать на благо остальных. Более конкретно, они даются всей общине через одного человека, и только ради общего блага. Духовное здоровье и воспитание верующего неразрывно связаны со здоровьем и благополучием всего Тела (1Кор 12:14-26; Еф 4:16).
см. апостол; дар языков; пророчество; учитель; чудо.
см. апостол; дар языков; пророчество; учитель; чудо.