ХРИСТОС КАК СВЯЩЕННИК
(PRIEST, CHRIST AS)
Ветхий Завет. Представителями священнических занятий, обращавшимися к Богу с жертвоприношениями и молитвой, в Ветхом Завете были: глава семейства Авель (Быт. 4:4), царь Салимский и священник Бога Всевышнего Мелхиседек (Быт. 14:18), Мадиамский священник Иофор (Исх. 18:1), Аарон (Исх. 28:1) и левиты (Исх. 32:28-29; Чис. 1:47-53). Закон Моисеев установил в Израиле замкнутую наследственную касту профессиональных священников (Исх. 28:1; 29:9; 40:12-15). Их предназначением было с честью и достоинством служить Господу в скинии, а позднее в храме, будучи представителями народа в присутствии Бога (Исх. 28:29; Чис. 3:5-10). Бросая жребий, они, подобно оракулам, могли проникать в тайну божественных решений (Исх. 28:30; 33:7-11; Лев. 13 - 16; Вт. 17:8-12; 1 Цар. 28:6). Они были стражами святилища и воплощением духовного благочестия народа (Чис. 18:1-7). Многочисленные культовые наставления относительно жертвоприношений и церемониальных обязанностей в скинии и храме затушевывали их обязанность учить Божьей истине (Исх. 7:1; Лев. 10:11; Вт. 17:11; 27:9-10; 33:10; Езд. 7:10-12, 21), и вскоре эта роль перешла к израильским пророкам.
Хотя левиты служили в скинии и в храме, заботились об утвари и принадлежностях, помогали священникам (1 Пар. 23:28-32), обязанности совершать приношения и проводить церемонии были ограничены левитским семейством Аарона и его потомков (Чис. 3:5-10; 16:8-11; 2 Пар. 13:9). Наличие физических недостатков не позволяло им приближаться к Божиему жертвеннику (Лев. 21:16-23; ср. Лк. 22:50), а те, кто допускался к служению, должны были находиться в возрасте от тридцати до пятидесяти лет (Чис. 4:47; 8:23-26). Им надлежало избегать осквернения из-за прикосновения к умершим (Лев. 21:1-4, 11), они не брились (Лев. 21:5-6,10), а жениться могли только на девицах (Лев. 21:7-8, 13-
Только первосвященник мог входить в Святое-святых в День искупления (Лев.
После помазания Давида и в ходе дальнейшего исторического развития, относящегося к периоду плена, сана первосвященника удостаивались только Садок и его потомки (2 Цар. 15:24-29; 3 Цар. 2:35; 4:2; Иез. 40:46).
Ритуал освящения Аарона для сана первосвященника длился семь дней (Исх. 29:35). У входа в скинию собраний (Исх. 29:4; Лев. 8:1-3) Аарон был омыт водой и облечен в священническое одеяние; на голову ему был возлит елей помазания (Исх. 29:4-7; 40:12-16; Лев. 8:12, 30; Пс. 132:2). Аарон и его сыновья возложили руки на тельца и одного из двух овнов без порока, которые предназначались в жертву (Исх. 29:10-28). Этот первый день кончился празднеством, во время которого Аарон и его сыновья съели мясо овна с пресным хлебом (Исх. 29:32). В продолжение освящения ежедневно в жертву приносились два однолетних агнца, а по завершении его «слава Господня наполняла скинию» (Исх. 40:35).
Евангелия. Существует несколько аспектов отправления Иисусом функций мессианского священника, хотя Он не называл священниками ни Себя, ни Своих учеников. Он оправдывает Свои дела в субботу, ссылаясь на привилегию священников, в Мф. 12:3-8. Исцелив прокаженных, Иисус отсылает их к священникам для установления их чистоты в соответствии с законом (Мк. 1:44; Лк. 17:14). Лука рассказывает обличительную историю о том, как священник и левит прошли мимо умирающего и как только самарянин-еретик последовал Божьей заповеди любви к ближнему (Лк. 10:30-35).
На страстной неделе Иисус скорбел о Иерусалиме и предсказал его близящееся разрушение (Лк. 19:41-44). Войдя в храм, Он очищает его от торгующих и меновщиков (Мф. 21:12-13; Лк. 19:45-46; ср. Мк. 11:15-17; Ин. 2:13-16), провозглашая, что храм — «дом молитвы» (ср. Чис. 18:1; Деян. 2:46; 3:1; 5:12). Это было истолковано как недвусмысленный вызов авторитету первосвященников и учителей закона, и они сговорились погубить Его (Мк. 11:18; Лк. 19:47; ср. Мф. 21:15). Глядя, как богатые кладут свои дары в сокровищницу храма, Иисус похвалил бедную вдову, которая положила две монетки (Лк. 21:1-4). Оставив храм, Иисус направился в Вифанию, селение Симона прокаженного (Мк. 14:3) и воскресшего Лазаря (Ин. 11:1; 12:2). Во время трапезы в Его честь Мария подошла с алавастровым сосудом с очень дорогой мазью и возлила миро на голову Иисуса (Мф. 26:6-13; Мк. 14:3-9; Ин. 12:2-8), повторив тем самым помазание Аарона в сан первосвященника (ср. Исх. 40:13). Иисус предупреждает Симона о приближающемся искушении его сатаной и утешает, заверяя, что будет заступничать за него как священник (Лк. 22:31-32). Возможно, о самом главном деянии Иисуса в качестве священника рассказывается в главе Ин. 17. Иисус молится за Себя, за Своих учеников, а потом за тех, кто уверует по слову учеников. Каждое из этих действий имеет священнический смысл.
Послание к евреям. В Послании к евреям мотив Иисуса Христа в качестве первосвященника наиболее примечателен и служит ранним церковным и богословским комментарием к жизни, страданиям и прославлению Иисуса. Иисус воспринял человеческую природу, «Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17; ср. Евр. 4:15; 7:26; 9:14).
Основой для священнической христологии Послания к евреям являются известные слова из Пс. 109, где устанавливается связь между предвосхищаемым мессианским Царем и Священником. Говорится, что Мессия воссядет одесную Яхве, и это подразумевает монархическую церемонию возведения на престол царя, но в присутствии Самого Бога (Пс. 109:1). Очевидно, таково было общее мнение раввинистических толкователей во времена Иисуса, поскольку этот ветхозаветный стих чаще всего цитируется в Новом Завете (Мф. 22:44; Мк. 12:36; Лк. 20:42-43; Деян. 2:34-35; Евр. 1:13). В следующих стихах псалма Давида упоминается таинственный царь и священник Мелхиседек: «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Авраам признал величие Мелхиседека, который совершал двоякое служение как царь Салимский и как священник Бога Всевышнего, отдал ему десятину и получил от него благословение (Быт. 14:18-20; ср. Евр. 7:6-10). Как и Мелхиседек, Иисус не имел родословия, необходимого для Ааронова священства (Евр. 7:3, 13, 16); и Он тоже существовал до Аарона и до временного несовершенного закона и левитского священства (Евр. 7:11-12, 17-18; 8:7). Мелхиседек, Аарон и все его преемники умирали, и смерть мешала им продолжать служение (Евр. 7:23). А Иисус Христос был вознесен в вечные Первосвященники через Его воскресение и воцарение одесную престола Бога на небесах (Евр. 8:1).
Новый завет, который Иисус установил и посредником которого стал, превосходит прежний завет (Евр. 7:22; 8:6-13; 9:15; 12:24; ср. Иер. 31:31-34; 1 Тим. 2:5). Иисус стал Первосвященником в истинной скинии (Евр. 8:2), не принадлежащей к этому миру (Евр. 9:11). Он достоин входить в Святое-святых не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровию (Евр. 9:12). В то время как кровь Аароновых жертвоприношений может внешне очистить человека, но требует постоянных повторений (Евр. 9:13; 10:1-4,11), Иисус пребывает в присутствии Бога (Евр. 9:25) как совершенный Первосвященник (Евр. 9:25-26), предложив Свою кровь в качестве совершенной жертвы, уничтожающей грехи и очищающей совесть многих (Евр. 9:28; ср. Ис. 53:12). Народ Христов теперь обрел уверенность, что посредством крови Христовой тоже имеет дерзновение входить во святилище, где присутствует Бог (Евр. 10:19), и соучаствовать в «священствесвятом» (Исх. 19:6; 1 Пет. 2:5, 9).
Священник Христос явится во второй раз, не для очищения греха, а для того, чтобы принести спасение всем ожидающим Его (Евр. 9:28).
Меявин Г. Шумеикер
См. также: ХРИСТОС: ХРИСТОЛОГИЯ; СВЯЩЕННИК; СКИНИЯ; ХРАМ.
Литература: J. Baehr, NIDNTT, 3:32-44; B.S.Childs, Old Testament Theology in a Canonical Context; G. L.Cockerill, The Melchizedck Christology in Heb. 7:1-28; A. A. Cody, A History of the Old Testament Priest hood; O.Cullmann, The Christology of the New Testament; R.H.Culpepper, Theological Educator 32 (1985): 46-62; W. Horbury, JSNT 19(1983): 43-71; W.L.Lane, Hebrews 1-8; M.C.Parsons, EuQ 60 (1988): 195-215; G.Schrenk, TDNT, 3:221-83; H.S.Songer, RevExp 82 (1985): 345-59.